Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов
Процесс гуманизации общественной жизни на современном этапе развития человеческой цивилизации требует неотложного решения благородной задачи - найти пути повышения "ценности жизни" инвалидов. Работа по реабилитации инвалидов опирается на принципы гуманистической педагогики и психологии, важнейшими из которых являются:
понимание человека как высшей социальной ценности;
принцип деятельностного подхода к развитию личности;
превращения инвалида из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности;
демократизм в отношениях реабилитолога и инвалида;
индивидуализация в работе на основе получения и учета достоверной информации о состоянии здоровья человека, уровня его физической подготовленности, индивидуальных психологических особенностях и т. д.;
организация личностного обучения в групповой форме;
активное социальное обучение в целях педагогической коррекции и т.д.
С проблемой отношений личности и мотивационно-потребностной сферы тесно связано такое важное понятие, как "внутренняя картина болезни" (ВКБ).
По определению Р.А. Лурия (1938) ВКБ-"Вся масса ощущений, не только местных болезненных , но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, ее причина.(Н.Ю. Левченко,2000).
Таким образом, внутренняя картина болезни является отражением больным своего заболевания. Исследователи подчеркивают структурную сложность внутренней картины болезни и выделяют три уровня отражения - сенситивный, логический, эмоциональный, отмечая, что на различных этапах развития болезни удельный вес того или иного уровня может быть различным.
Осознание болезни (иными словами, тип ВКБ) теснейшим образом связано со строением мотивационной сферы человека. Так, узость содержания ведущей деятельности, одновершинность мотивационной сферы нередко приводят к ипохондрическому развитию личности, создают сложности при построении замещающей деятельности (Б.В. Зейгарник ,В.В. Николаева, 1986).
Внутренняя картина болезни может быть обусловлена такими факторами, как:
) характер болезни. Сюда входят течение заболевания (острое или хроническое) необходимое лечение (амбулаторное или клиническое), наличие или отсутствие болей, косметических дефектов, ограничения подвижности;
) обязательства, в которых протекает болезнь. Это прежде всего появление новых проблем: "Кто будет заботиться о семье?", "Должен ли я написать завещание?", "Сохранится ли мое место на работе?" и т.д. Немаловажное значение имеет и среда, окружающая больного, которая может быть благоприятной или неблагоприятной. К обстоятельствам болезни относятся и вопросы о причине возникновения болезни: кого больной считает виновником заболевания - себя или других;
) преморбидная личность. По мнению авторов, в детском возрасте преобладает эмоциональная сторона болезни, боязнь болей, ограничения свободы передвижения. У взрослых на первый план выходят опасения последствий болезни. Сюда можно отнести и возможность ухода с работы, перевода на пенсию, изменения взаимоотношений в семье. В пожилом возрасте особое значение приобретают боязнь одиночества и страх смерти;
) социальное положение больного. Для большинства людей болезнь означает экономические потери, поэтому они стремятся быстрее поправится, но в отдельных случаях нетрудоспособность, вытекающая их болезни, может принести и выгоду.
Обусловленность типа реакции на болезнь многими факторами приводит к большому разнообразию типов внутренней картины болезни.
Классификация реакции на болезнь:
)нормальная, т.е. соответствующая состоянию больного;
) пренебрежительная, когда больной недооценивает тяжесть заболевания;
) отрицающая, когда больной недооценивает тяжести заболевания;
) нозофобная, когда больной понимает, что его опасения преувеличены, но не может бороться
) ипохондрическая, когда больной "уходит в болезнь";
) нозофильная, когда больной получает определенное удовлетворение от того, что он свободен от обязанностей;
) утилитарная, как высшее проявление нозофильной реакции, причем мотивы ее могут быть различны - получение сочувствия, внимания, выход из неприятной ситуации (военная служба, нелюбимая работа), что утилитарная реакция имеет разную степень осознанности (Р. Конечный и М. Боухал, 1983).
Итак, дальнейшая социальная адаптация инвалида в большей степени зависит от внутренней картины болезни. Реакция на заболевание оказывается мощным фактором, влияющим на течение патологических процессов. Кроме того, реакция на болезнь, отношение к ней в большей степени определяют реабилитационный потенциал больного. Общеизвестно, что при двух одинаковых нарушениях один больной "уходит в болезнь", другой же продолжает прежний образ жизни несмотря на рекомендации врачей, третий реально оценивает свои возможности и пытается максимально их использовать. На аутопластическую картину болезни существенное значение оказывают темперамент и характер. Темперамент, является важнейшим качеством личности, в значительной мере определяет эмоциональные отношения человека к трудовой деятельности, болезни и инвалидности. Обычно под темпераментом понимаются индивидуальные свойства личности, определяющие ее со стороны силы и динамики нервных процессов. Наша индивидуальность в значительной степени обусловлена особенностями нашего темперамента, поскольку это качество личности весьма устойчиво и присуще человеку от рождения. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; психический темп, ритм и интенсивность деятельности. Темперамент человека одинаково проявляется в трудовой деятельности, болезни и инвалидности. Известны 4