Правовые основы организации муниципального здравоохранения в РФ
Учитывая многофакторность Федерального закона №131-ФЗ, а также понимая сложность и опасность поспешного введения его в действие, законодатель устанавливает переходный период со дня его официального опубликования до 1 января 2009 г. (ч. 1.1 ст. 83), предусматривая при этом возможность более раннего окончания указанного переходного периода на отдельных территориях. Женская летняя одежда больших размеров купить женскую одежду больших размеров.
Итак, Федеральный закон №131-ФЗ предложил муниципальной власти инструменты для реализации полномочий, возложенных на местное самоуправление. На сегодняшний день Законом определены правовые и финансовые механизмы для реализации органами власти местного самоуправления возложенных полномочий по организации первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением скорой специализированной медицинской помощи), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Закрепленные за муниципальным уровнем власти Законом №131-ФЗ полномочия в сфере здравоохранения были детализированы в Основах законодательства здравоохранения Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (далее - Основы) в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №122-ФЗ).
Статьи 8 и 13 описывают муниципальную систему здравоохранения.
Так, в ст. 8 Основ к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения;
развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения;
организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами;
медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов;
скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной);
контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи;
обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
санитарно-гигиеническое образование населения.
Проводя анализ полномочий органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан, указанных в Основах, рассмотрим их в свете Закона №131-ФЗ.
. «Контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан». Данная функция не подверглась изменению в Законе №122-ФЗ и сохранилась, как в первоначальной редакции Основ, однако при сопоставлении ее с аналогичными полномочиями субъекта Федерации («принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением» - п. 1 ст. 6) она представляется более широкой. При закреплении полномочий за муниципальной властью по «контролю за соблюдением стандартов медицинской помощи» обращают на себя внимание более широкие права муниципального уровня по сравнению с правами субъекта Федерации («участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации» - п. 4.1 ст. 6 Основ в редакции Закона от 31.12.2005 №199-ФЗ). По всей видимости, данные логические противоречия в ближайшее время законодателем будут устранены.