Возрастная анатомия, физиология и гигиена
С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир - форма, величинные отношения, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.
У детей младшего школьного возраста уже встречается близорукость и дальнозоркость. Профилактика близорукости должна быть направлена на снижение зрительного напряжения: достаточное левостороннее освещение при чтение, письме и рисовании, чтение только четкого печатного текста. Поскольку близорукость усиливается при неправильной посадке, слишком низком наклоне головы при письме, учитель должен систематически следить за такими детьми в классе. Их необходимо сажать на передние парты с хорошей освещенностью.
Достаточное естественное освещение рабочего места школьника достигается прямыми или отраженными солнечными лучами. Оно зависит от расположения школы на участке, разрывов между соседними высокими зданиями.
Естественная освещенность классных и других помещений зависит от формы окон, высоты нижних и верхних краев их и т. д.
Освещенность школьных помещений и защита глаз от слепящего действия отраженных лучей зависит от отделки и окраски потолка и стен изнутри. Потолок окрашивают белой краской, а стены - светлой. Также на освещенность влияет цвет мебели, поэтому мебель красят в светлые тона, а классные доски в коричневые или темно зеленые цвета. Освещенность естественным светом снижается из-за большого количества комнатных цветов на окнах класса, загрязненности стекол, наличия штор, гардин и занавесок.
В качестве источников искусственного света лучше использовать люминесцентные лампы «белого» света (типа СБ) мощностью 40 и 80 вт. Лампы накаливания, незащищенные арматурой, слепят глаза и отбрасывают резкие тени.
Для нормальной освещенности важно гигиенически правильно расположить светильники в помещение, то есть рядами, параллельно наружным стенам с окнами.
Также на зрительное восприятие влияет качество бумаги учебников и тетрадей. Шероховатая и волокнистая бумага для изготовления книг и учебных пособий не используется, так как снижается четкость печати, глянцевая бумага утомляет глаза блеском. Лучшие образцы бумаги - матовая белая или слегка кремоватая, так как они обеспечивают наилучший контраст фона и изображения, что улучшает скорость чтения. Если бумага просвечивает, чтение затруднено.
Лучшая бумага для тетрадей - матовая, достаточно плотная, непромокаемая. Разлиновку тетрадей наносят тонкими бледно-синими или лиловыми линиями. Ученикам начальных классов вредно писать на неразлинованых листах бумаги. Это вызывает усиленное напряжение глаз, что способствует ухудшению зрения.
. Гипофиз - мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане. Вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию. Является центральным органом эндокринной системы.
Основные гормоны гипофиза и их функции:
- Адренокортикотропный гормон - управляет секрецией гормонов коры надпочечников.
- Вазопрессин (антидиуретический гормон) - регулирует количество выделяемой мочи и вместе с вместе с альдостероном контролирует артериальное давление.
- Гормон роста - управляет процессами роста и развития; стимулирует синтез белков.
- Лютеинизирующий гормон и фолликулостимулирующий гормон - управляют тетородными функциями; ответственны за формирование мужских и женских вторичных половых признаков (распределение участков роста волос, объем мышечной массы, строение и толщина кожи, тембр голоса и, возможно, даже черты личности).
- Окситоцин - вызывает сокращение мышц матки и протоков молочных желез.
- Пролактин - вызывает и поддерживает выработку молока в молочных железах.
- Тиреотропный гормон - стимулирует выработку и секрецию гормонов щитовидной железы.
гормон гипофиз зрение спинной мозг
Практическая часть
Задача
. Овладеть методами антропометрических исследований.
. Усвоить метод индивидуальной оценки физического развития школьника.
Оборудование: ростомер, медицинские весы, мерная лента, таблица «Разновидности осанок».
Ход работы.
Индивидуальные показатели физического развити школьника Гришина Кирилла, возраст 7лет.
Рост см. |
Масса кг. |
Окружность грудной клетки |
ЖЕЛ мл. |
Осанка. |
118см. |
25кг. |
61см. |
1.4 |
норма |