Функциональный процесс становления речи
Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:
Первый предречевой период первого года жизни характеризуется подготовкой дыхательной системы к реализации голосовых реакций; «гуление», образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепет, как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. Это происходит с 3 до 6 месяцев.
Второй период - образование речевых звуков в возрасте 6 месяцев и синтез слогов; опосредование ими внешних раздражителей; в возрасте 9-12 месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизация; образование в конце первого года жизни первых 5-10 слов; на втором году жизни - обогащение словами и произношение простейших речевых шаблонов.
Третий период - третий год жизни: обогащение словарного фонда до 500 слов и больше; образование и автоматизация многочисленных речевых шаблонов; совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов.
Четвертый период - четвертый год жизни. В этот период происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в речевых шаблонах достигает 9-10; речевые цепи произносятся усиленно громко, что способствует укреплению речевых стереотипов, произношение слов учащается, в построении шаблонов дети впервые начинают использовать придаточные предложения.
Пятый период - пятый год жизни. В этом периоде онтогенетического развития речевой функции происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным.
Сам процесс звукопроизношения возникает всякий раз, когда при спадении грудной клетки и сжатии легких происходит выдох и струя воздуха вдувается в бронхи, дыхательное горло, а оттуда в гортань, где ударяясь о напряженные и натянутые голосовые связки, вызывает их колебание.
С физиологической точки зрения каждая фонема проходит в развитии речи ребенка три стадии:
1) первоначально сформировавшийся членораздельный звук (фонема) носит чисто рефлекторный непроизвольный характер;
2) затем очень рано фонема становится выражением какой-либо общей эмоции (страха, радости и т. п.);
3) фонема приобретает благодаря участию коры больших полушарий смысловой характер.
В связи с особенностями голосового аппарата, главным образом со слабостью мускулатуры и недостаточной энергией нервного импульса, стоят некоторые формы косноязычия, которые в возрасте до 4-5 лет могут считаться физиологическими: смягчение согласных, выпадение звуков, замена одних другими, уподобление, слияние, перемена места, повторение.
Наряду с недостатками и искажениями звукопроизношения следует отметить богатство и тонкость интонаций детского голоса, способных передать малейшие оттенки ощущений и чувств.
В свете описанных особенностей голосового аппарата ребенка можно наметить основные меры по охране и правильному развитию детского голоса. В первую очередь должна быть устранена причина, вызывающая недостаточность или слабость нервного импульса, которая, как было сказано, является наиболее частым источником различных форм детского косноязычия.