Методы оценки эффективности физической реабилитации при кифотической осанке
В ходе выполнения гипоксических проб
- пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) и пробы Генчи - Сабразе (задержка дыхания на выдохе) - изучается устойчивость организма детей к гипоксии и гиперкапнии.
Для дифференцировки кифотического нарушения осанки от юношеского кифоза (деформации позвоночника) могут быть использованы данные рентгенологического метода исследования
.
Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН)
в процессе занятий проводятся по общепризнанной методике. В ходе них решаются следующие задачи: 1) выявление противопоказаний к занятиям ЛГ в связи с отклонениями в состоянии здоровья ребенка; 2) определение функционального состояния занимающегося для назначения соответствующей нагрузки по времени, объему, темпу; 3) контроль за состоянием организма в процессе занятий, который предполагает изучение функциональных возможностей организма (этапный контроль), а также влияния на организм отдельных тренировочных занятий (текущий контроль и самоконтроль).
Две первые задачи решаются перед началом курса занятий, третья - в процессе занятий.
Определение функционального состояния детей производится во время осмотра педиатром. В начале учебного года под контролем врача определяются: спирометрия; частота дыхания в 1 минуту; частота пульса до и после нагрузки (20 приседаний за 30 с по команде); проба Генчи - Сабразе; проба Штанге. По этим данным ребенку назначается нагрузка на уроке. Необходимо подчеркнуть, что ЧСС является основным объективным критерием, как переносимости, так и эффективности физической нагрузки. Поэтому учитель физкультуры на первых же занятиях должен научить детей находить и подсчитывать пульс за 10 с по команде педагога.
В ходе урока осуществляется текущий контроль, помогающий определить соответствие даваемой на уроке нагрузки возможностям ребенка. Он осуществлялся с помощью простых методов, отражающих субъективное состояние ребенка, его самочувствие и объективное состояние по ЧСС и АД.
Учитель, обучив детей, подсчитывает ЧСС, регистрирует этот показатель до урока и через 2-5 минут после его окончания (ЧСС должна прийти к исходной величине).
Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности распределения физической нагрузки на уроке, ее соответствия физиологическим возможностям ребенка необходимо строить физиологическую кривую урока. В норме ЧСС в конце вводной части урока не превышает 15-20% исходной, в основной - 60-80%; в конце заключительной части занятия снижается, не превышая исходную ЧСС на 5-10%. Через 2-3 минут после окончания занятия частота сердечных сокращений возвращается к норме. Оценка двигательной активности детей на занятии ведется путем вычисления общей и моторной плотности.
При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения учителя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине преподавателя, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.